Интервалы: Норм Увел Размер шрифта: A A A Цвет фона:
A
A
Обычная версия Версия для слабовидящих

Д е т с к и й    с а д    № 48

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 г. Апатиты

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Региональная конференция
«Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру» на базе МДОУ детский сад № 58

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Духовно-эстетическое развитие дошкольников средствами патриотического воспитания


Копкова О.Ф. – воспитатель,
Сорокина Я.М. – музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 Управления образования Администрации города Апатиты Мурманской области

Аленушки! Иванушки!
Храни Вас Бог, храни!
Вы золотые зернышки моей всея Руси.
Молчанием иль голосом
За вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колосом
Вы будете шуметь?
М. Сухорукова
Воспитание ребенка - это трудный путь. Каждый шаг здесь сопряжен с заботой и лаской, ответственностью перед ребенком. Между тем ребенок именно в дошкольном детстве должен обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат ему чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.
Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Психологи отмечают, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Поэтому мы должны помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией через сказку, музыку, игру, художественно - продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него эколого - патриотических чувств.
С этой целью в ДОУ разработан проект «Возрождение традиций», основанный на интеграции патриотического, экологического, художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данный проект дает широкие возможности в разностороннем развитии детей: воспитывает любовь к Родине, родному краю, природе, людям, историческому прошлому.
Цель проекта: воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к Родине, природе родного края.
Задачи:
1. Воспитательные:
  • Формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных вероисповеданий.
  • Воспитывать уважение и любовь к родному языку, природе родного края.
2. Образовательные:
  • Знакомить дошкольников с обычаями, традициями и обрядами русского народа посредством интеграции экологического воспитания.
  • Дать представления о предметах быта, обихода русского человека, его костюме.
  • Уточнять и расширять знания о русском народном творчестве.
3. Развивающие:
  • Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.
  • Развивать мышление и воображение дошкольников.
Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, его обычаях и традициях, истории, культуре, природе родного края. Для этого используем следующие формы работы по проекту:
  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Театрализация.
  • Игры.
  • Экскурсии, прогулки.
  • Фольклорные праздники.
  • Проекты.
Для реализации проекта были отобраны педагогические технологии, которые представляют собой модель совместной педагогической деятельности по организации и проведению воспитательно-образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для педагогов и детей.

Содержание работы по проекту:
  1. Ребенок в мире социальных отношений: ребенок и взрослый, ребенок и сверстники, отношение ребенка к самому себе.
  2. «Человек – творец»: предметы рукотворного мира, труд взрослых, детский труд.
  3. Мир природы: живая и неживая природа и человек.
  4. Моя Отчизна (страна): моя семья, мой детский сад, мой город, мой край.
  5. Истоки русской народной культуры: русские народные праздники, народные промыслы, русские традиции.
В этой системе одно из ключевых мест занимают народные праздники - отработанный традицией способ единения людей в коллективном сопереживании события. Веками народный праздник питал своей энергией наш народ, органично приспосабливаясь к каждой из длинной череды исторических эпох, и всегда оставался современным, так как элементы, составляющие его основу, в сущности, вечны. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Они проходят интересно и радостно, с использованием разнообразных игр.
В нашем детском саду традиционно проходят календарные обрядовые праздники, фольклорные посиделки, которые формируют устойчивый интерес к народной культуре своего народа, вызывают желание стать участниками происходящего действа, активизируют творческую активность в танцевально-игровой деятельности, способствуют сближению родителей и детей, вызывают эмоциональный подъем и яркие впечатления.
Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди убрав урожай, делали заготовки на зиму. В летний период, дети ухаживали за посадками картофеля, редиса, моркови, наблюдали за ростом растений и в конце августа подводили итоги минувшего лета. Недаром говорится: «Что август дал, тем мужик и живет целый год». По завершению проекта «Дела огородные» в ДОУ прошел «Праздник урожая», посвященный сбору урожая с огорода. Ничего вкуснее нет картошечки, выращенной своими руками.
8 октября в день Сергея – капустника в детском саду проходит «Капустница» - самый веселый праздник на Руси. В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки» - помочь нарубить капусту на зиму. Отказать хозяйке было нельзя, это считалось неуважением к старшим. Нарядные девушки ходили из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты.
Главным угощением на празднике был капустный пирог.
С большим размахом, искрящимся весельем, присущим русскому народу, проходит в детском саду обрядовый народный праздник «Масленица» - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленица - это самый веселый и сытный народный праздник, который длится, целую неделю. Праздник проводится во дворе детского сада, где сжигается чучело Масленицы. Согласно преданию вместе с чучелом масленицы мы сжигаем в костре все неприятности, огорчения, болезни - все, что мешает нам быть счастливыми. Ряженные играют с детьми в игры, угощают всех блинами – символом солнца, наступающей весны, так как Масленица «зиму провожает, а весну встречает».
В апреле месяце проводится пасхальная неделя «Пасху встречаем, в гости всех мы приглашаем!». Пасха- это главный праздник христианского мира и дети должны знать культуру своей страны, поэтому проведение праздника Пасхи в детском саду прекрасно воспринимается не только воспитателями, но и родителями. Дети, изучая народные традиции, знают, что на Пасху все ходят, друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами.
По завершении пасхальной недели проводится выставка «Пасхальное чудо», где дети и родители демонстрируют свои работы. Мы благодарны родителям за активное участие в выставке и приобщение детей к истокам русской национальной культуры. В мае месяце традиционно в нашем детском саду проводится «Праздник русской березки» (Троица), воспевающий красоту и бережное отношение к природе. Троица - это праздник прощания с весной, встреча с летом; именинница праздника – березка. Она любимое дерево на Руси, раньше всех одевается в зеленый наряд. Мы знакомим детей с традиционными праздничными обычаями: украшать березку лентами, бумажными цветами и птицами, плести венки из весенних цветов, ветками березки украшать дом. На фольклорном празднике «День русской березки» прозвучало много песен, стихов, загадок, потешек, поговорок, дети водили хороводы, играли в русские народные игры. Цель данного мероприятия: развивать познавательные способности детей в практической деятельности, помочь понять и прочувствовать правила поведения в природе, заложить основы понимания: береза - символ России. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество и с этим нельзя не согласиться. Поэтому самый верный путь для педагога и его воспитанников - возрождение забытых национальных ценностей.

Вернуться к списку статей
ВНИМАНИЕ

ПАМЯТКА для граждан
"Противодействие коррупции в сфере образования"
ПАМЯТКА
по противодействию коррупции для руководителей и педагогов образовательных организаций
ГРИПП
Это важно знать!
ИНФОРМАЦИЯ
об обеспечении доступа в МБДОУ № 48 г. Апатиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Органы, учреждения и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ОРГАНИЗАЦИИ
дополнительного образования
ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА
при встрече с бродячими собаками
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (от МИНОБРНАУКИ РФ)
ПАМЯТКА
о доступе абонентов связи к экстренным оперативным службам (от Минобрнауки Мурманской области)
ПАМЯТКА
«Что нужно знать о коррупции» (от Генеральной прокуратуры РФ)
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПАМЯТКА
об ответственности за коррупционные правонарушения (от министерства юстиции)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Профилактика гриппа у детей»


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Поступление ребенка дошкольного возраста в специализированную группу (для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением зрения, сложным дефектом)

ПАМЯТКА для НАСЕЛЕНИЯ
по профилактике энтеровирусной инфекции
ПРЕДПИСАНИЕ о ПРОВЕДЕНИИ
дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Органы, учреждения и организации системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
МКУ "Служба гражданской защиты г. Апатиты"
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ПОЖАРАХ
ОСТОРОЖНО:
САЛМОНЕЛЛЕЗ
СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
г. Апатиты
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
ГОРЯЧАЯ
телефонная линия
ДЕЙСТВИЯ
населения по сигналу
"ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"
ПАМЯТКА
"ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"
РАЗЪЯСНЕНИЯ
по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о закреплении муниципальных
образовательных организаций
за конкретными территориями г.Апатиты
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления муниципальной услуги
РОДИТЕЛЯМ
об организациях дополнительного образования детей
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территории Украины
ПАСПОРТ
ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
родителей на утренниках в детском саду
ПАМЯТКА
о мерах
пожарной безопасности
ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ
(памятка для родителей)







ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

21.01.2018: 21.01.2018: 19.01.2018: 18.01.2018: 18.01.2018: 12.01.2018: 10.01.2018: 26.12.2017:



СТАТИСТИКА

Графический информер





ПОИСК

Найти


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ




РАЗНОЕ-ИНТЕРЕСНОЕ


"Лучший
государственный
детский сад"



"Лучший сайт
дошкольного образовательного учреждения"






Наши друзья














ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Официальный сайт Минобрнауки России


Официальный сайт Минобрнауки Мурманской области


Федеральный портал "Российское образование"


Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Дорожная карта Управления образования Администрации города Апатиты


Электронные услуги


Электронные услуги в сфере образования


Прием заявлений, постановка на учет и зачисление в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)


МБДОУ № 48 г. Апатиты
184209 г. Апатиты Мурманской обл., ул. Бредова, д. 44
телефон, факс: +7(81555) 23437    email: dou48-apatity@bk.ru  адрес сайта: http://ds-ivushka.ru
Заведующий: Катриченко Валентина Михайловна, время приема: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Наш детский сад
Главная
Новости
Направления деятельности
Публикации
Методическая копилка
Награды
Обратная связь
Форум
Противодействие коррупции
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления
образовательной организацией

Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое
обеспечение

Стипендии и иные виды
материальной поддержки

Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная
деятельность

Вакантные места для
приема (перевода)

Группы
Раннего возраста №1
1-я младшая №1
2-я младшая №1
Средняя №1
Старшая №1
Подготовительная №1
Раннего возраста №2
1-я младшая №2
2-я младшая №2
Средняя №2
Старшая №2
Подготовительная №2
Специалисты
Психолог
Логопед
Музыкальный
руководитель

Инструктор по
физической культуре

Медсестра
Проекты
"Луковые приключения"
"День матери"
"Витамины"
"Комнатные растения"
"Синичкин календарь"
"Год охраны окружающей среды"
"Цветничок"
Экологический театр
"Апатиты – город для жизни"
"Новогоднее счастье"
"Чудеса Кока-Колы"
Ботанический сад
Капустница
Родителям
Для родителей
Документы для родителей
Здоровые дети
Родителям о ПДД
Профессии
Поэтическая страничка

© 2010 - 2017 МБДОУ № 48 г. Апатиты