Интервалы: Норм Увел Размер шрифта: A A A Цвет фона:
A
A
Обычная версия Версия для слабовидящих

Д е т с к и й    с а д    № 48

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 г. Апатиты

ПУБЛИКАЦИИ

"ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ-ЭКОЛОГА"


Н.В.Коряковская, педагог-психолог,
О.В.Баева воспитатель-эколог,
МБДОУ детский сад № 48 г.Апатиты Мурманской области


Наше дошкольное учреждение осуществляет работу по приоритетному направлению познавательно-речевого развития и является опорным методическим центром по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В ДОУ создана разнообразная развивающая экологическая среда, но самым любимым местом детей является зеленая экологическая комната «Юный эколог», так как в ней размещен живой уголок. Наблюдая за детьми, во время посещения ими живого уголка мы отметили, что дети получают огромное удовольствие от общения с животными. Ведь наши «братья меньшие» обладают удивительной способностью - положительно воздействовать на психосоматическое состояние ребенка, тем самым сохраняя и укрепляя его здоровье.
В рамках взаимодействия специалистов ДОУ педагогом-психологом и воспитателем-экологом разработан и внедряется коррекционно - образовательный проект «Анималотерапия».
Анималотерапия – метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). Это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов терапии, дарящий массу приятных ощущений и не дающий никаких побочных эффектов.
Доказано, что животные и их символы являются одними из первых психотерапевтов, которые оказывают психологическую помощь человеку:
  • Психофизиологическую - взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
  • Психотерапевтическую - взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
Основная цель проекта: использование анималотерапии, как метода коррекции личностной сферы в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
  • Способствовать повышению самооценки ребенка, воздействуя на психосоматическое состояние.
  • Способствовать снижению уровня тревожности, страха, агрессии у детей дошкольного возраста.
  • Воспитывать гуманность и милосердие, непотребительское отношение к живым объектам природы.
По результатам психолого-педагогической диагностики на начало учебного года были выявлены три группы детей для анималотерапевтических занятий:
  • 1 группа - дети, находящиеся на адаптационном периоде;
  • 2 группа - дети с повышенной тревожностью;
  • 3 группа - дети с агрессивным поведением.
Для организации анималотерапевтических занятий, используем принципы построения коррекционной группы:
  • разница в возрасте участников не должна превышать один год;
  • количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое;
  • число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей с одинаковыми эмоционально-личностными проблемами.
Общеизвестно, что адаптационный период детей группы раннего возраста (1,5 – 2 года) проходит очень болезненно, со слезами, повышенной тревожностью, истощением нервной системы. Для регулирования психосоматического состояния малыша, вывода его из стрессовой ситуации (отрыв от мамы, привычной обстановки) применяется анималотерапия.
На начальном этапе работы, в первые дни адаптационного периода вместо живых объектов, используются мягкие игрушки, ростовые куклы, т.к. малыши могут испытывать страх перед живыми объектами, да и выход за пределы групповой комнаты является для них дополнительным стрессом.
По истечении времени, малыши начинают посещать экологическую комнату, где непосредственно взаимодействуют с живыми объектами. При визуальном контакте с обитателями живого уголка чувство радости и искреннего восторга переполняет малышей, у них исчезают слезы, стабилизируется эмоциональный фон, и адаптация проходит намного легче.
С тревожными детьми работа проводится по 2-м основным направлениям:
  • повышение самооценки ребенка (стараемся как можно чаще хвалить ребенка в присутствии других детей, поощрять за выполнение престижных в данном коллективе поручений);
  • снятие мышечного и эмоционального напряжения (которое проявляется в мышечных зажимах, в области лица, шеи и живота) с помощью игр с водой, глиной и песком, самомассажа, парного массажа, контактного массажа живых объектов.
Работу с агрессивными детьми проводим в двух направлениях:
  • формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям (на занятиях старались больше читать, обсуждать, сочинять рассказы, истории про животных, и обязательно говорить о своих чувствах друг другу);
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (применяли ролевые игры, разыгрывали различные конфликтные ситуации с ростовыми куклами на глазах у детей, а потом все вместе пытались разрешить конфликт).
Нами были изучены индивидуально-психологические особенности обитателей живого уголка, их привычки в «быту» и природе, наблюдали, как животное общается с детьми, не агрессивно ли оно, учитывали и состояние его здоровья.
Объектами для анималотерапии стали обитатели живого уголка ДОУ, отвечающие требованиям СанПина: Волнистые попугаи и попугай-корелла, с которыми дети легко устанавливают визуальный и аудио контакты, ведут наблюдение, слушают голоса птиц, что благотворно влияет на нервную систему, успокаивает ее.
Наблюдение за аквариумными рыбками – прекрасный способ расслабления и получения возможности эмоциональной разрядки ребенка. Усиливает эффект релаксации звук водопада фонтанчика, использование аромалампы с эфирными маслами успокающего действия (например, лаванды, апельсина, мандарина). Взаимодействие ребенка с морскими свинками, сирийскими и джунгарскими хомячками, декоративными кроликами помогают неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с пушистыми зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
Контакт с сухопутной черепахой, моллюсками Ахатины улучшает психоэмоциональное состояние ребенка, дарит массу положительных эмоций, улучшает настроение, а так же развивает мелкую моторику рук.
Промежуточная психолого-педагогическая экспресс-диагностика позволяет сделать следующие выводы:
  • дети положительно относятся к животным, преодолев чувство страха и брезгливости;
  • заинтересованны в близком общении и контакте с ними. Через взаимодействие с живыми объектами у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих,;
  • наблюдается позитивная динамика психоэмоционального состояния дошкольников.
Мы продолжаем совершенствовать работу по проекту, изучаем методическую литературу по анималотерапии, которой крайне недостаточно, ведем поиск информации в мировой сети Интернет.
В декабре 2011 г. прошли обучение на семинаре «Мастер-класс по реабилитационной программе ПАБСИ «Экотерапия», в которую входил блок анималотерапии, что позволило получить дополнительные знания по данному виду деятельности.

Список литературы
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольных учреждений. М.Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008, - 188 с.


Вернуться к списку статей
ВНИМАНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Поступление ребенка дошкольного возраста в специализированную группу (для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением зрения, сложным дефектом)



ПАМЯТКА для НАСЕЛЕНИЯ
по профилактике энтеровирусной инфекции



ПРЕДПИСАНИЕ о ПРОВЕДЕНИИ
дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий



ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
для вновь поступающих
на 2017-2018 учебный год



Органы, учреждения и организации системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних



МКУ "Служба гражданской защиты г. Апатиты"
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ПОЖАРАХ



ОСТОРОЖНО:
САЛМОНЕЛЛЕЗ



СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
г. Апатиты
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ



С 01 сентября 2016 года
в МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №48
открывается
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
(ул. Строителей 115)



ГОРЯЧАЯ
телефонная линия



ДЕЙСТВИЯ
населения по сигналу
"ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"



ПАМЯТКА
"ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"



РАЗЪЯСНЕНИЯ
по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о закреплении муниципальных
образовательных организаций
за конкретными территориями г.Апатиты



АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления муниципальной услуги



РОДИТЕЛЯМ
об организациях дополнительного образования детей



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территории Украины



ПАСПОРТ
ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
родителей на утренниках в детском саду



ПАМЯТКА
о мерах
пожарной безопасности



ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ
(памятка для родителей)


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ


06.12.2016: 05.12.2016: 02.12.2016: 28-30.11.2016: 28.11.2016: 25.11.2016: 20.11.2016: 19.11.2016: 18.11.2016: 17.11.2016: 16.11.2016: 15.11.2016: 14.11.2016: 13.11.2016: 12.11.2016: 11.11.2016: 10.11.2016: 09.11.2016: 08.11.2016:



СТАТИСТИКА

Посещений:



ПОИСК

Найти



ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Пожалуйста, не забудьте указать в сообщении свое имя и email



РАЗНОЕ-ИНТЕРЕСНОЕ


"Лучший
государственный
детский сад"



"Лучший сайт
дошкольного образовательного учреждения"






Наши друзья














ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Официальный сайт Минобрнауки России


Официальный сайт Минобрнауки Мурманской области


Федеральный портал "Российское образование"


Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Дорожная карта Управления образования Администрации города Апатиты


Электронные услуги


Электронные услуги в сфере образования


Прием заявлений, постановка на учет и зачисление в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)


МБДОУ № 48 г. Апатиты
184209 г. Апатиты Мурманской обл., ул. Бредова, д. 44
телефон, факс: +7(81555) 23437    email: dou48-apatity@bk.ru  адрес сайта: http://ds-ivushka.ru
Заведующий: Катриченко Валентина Михайловна, время приема: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Детский сад "Ивушка"
О нашем детском саде
Новости
Направления деятельности
Публикации
Методическая копилка
Награды
Гостевая
Форум
Противодействие коррупции
Сведения
Основные сведения
Структура и органы управления
образовательной организацией

Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое
обеспечение

Стипендии и иные виды
материальной поддержки

Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная
деятельность

Вакантные места для
приема (перевода)

Группы
Раннего возраста №1
1-я младшая №1
2-я младшая №1
Средняя №1
Старшая №1
Подготовительная №1
Раннего возраста №2
1-я младшая №2
2-я младшая №2
Средняя №2
Старшая №2
Подготовительная №2
Специалисты
Психолог
Логопед
Музыкальный
руководитель

Инструктор по
физической культуре

Медсестра
Проекты
"Витамины"
"Комнатные растения"
"Синичкин календарь"
"Год охраны окружающей среды"
"Цветничок"
Экологический театр
"Апатиты – город для жизни"
"Новогоднее счастье"
"Чудеса Кока-Колы"
Ботанический сад
Капустница
Для родителей
Для родителей
Документы для родителей
Здоровые дети
Родителям о ПДД
Профессии
Поэтическая страничка

© 2010 - 2016 МБДОУ № 48 г. Апатиты